|
|
|
|
|
АРХИВ 2004 » Отзывы » 9.
Отзывы о V Международном Фестивале Авторской Песни "Петербургский аккорд - 2004"
БЛЕСК И НИЩЕТА «ПЕТЕРБУРГСКОГО АККОРДА»
Владимир ШЕМШУЧЕНКО, соб. корр. "ЛГ" по Северо-Западу
Оригинал статьи находится по адресу: www.lgz.ru/912
Пятый по счёту фестиваль бардовской песни, проводимый один раз в два года в Санкт-Петербурге, собрал под свои знамёна победителей региональных фестивалей со всей России, а также довольно большое число представителей из ближнего и дальнего зарубежья. Это неудивительно. Ведь Ленинград был первым городом в СССР, где туристская, самодеятельная песня была легализована. На первых многотысячных слётах считали за честь появиться Анчаров, Высоцкий, Визбор, Галич, Ким, Окуджава, да и ленинградская плеяда авторов им ничем не уступала. Городницкий, Клячкин, Кукин, Дольский, Генкин, Тальковский, Яшунская, Вихорев, Полоскин и многие другие навсегда вписаны в славную историю бардовского движения.
Сейчас, когда можно говорить всё, а петь и подавно, авторская песня болеет теми же болезнями, что и вся наша культура. Самобытные, индивидуальные, лишённые подражательства песни, свойственные лучшим петербургским авторам, стали агрессивно вытесняться массовой культурой, некими усреднёнными текстами и не менее усреднённой музыкой коммерческого свойства. И вот уже оргкомитет пятого "Петербургского аккорда" счёл возможным обойтись без петербургских авторов, сделав исключение лишь для Александра Дольского и Юрия Кукина. Мотив подобного непатриотического отношения к хозяевам фестиваля прост, как три аккорда, - нет денег. Которые почему-то нашлись для приглашения большой группы московских авторов-исполнителей. По замыслу организаторов, эти люди должны были обеспечить аншлаги в зрительных залах, а своими же собственными решено было пренебречь, видимо, как не соответствующими высокому художественному уровню варягов.
В итоге огромные залы оказались заполненными не более чем на треть, а оргкомитет фестиваля выступил в роли некой турфирмы, которая организовала выезд московской тусовки на берега Невы за счёт санкт-петербургских налогоплательщиков, ибо средства на проведение фестиваля выделяет и Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Питерцам наглядно продемонстрировали, что деньги и степень раскрученности в наше время успешно заменяют талант, но концентрация бездушия в песнях высокооплаченных гостей и выбранных ими лауреатов и дипломантов была настолько вопиющей, что зрители с заключительного концерта уходили рядами, свистя и улюлюкая. Особенное возмущение у публики вызвало выступление новоиспечённого лауреата в конкурсе авторов Вадима Певзнера из США, который в шутовской одежде и дурацком колпаке завершал концерт лауреатов, распевая песни по бумажке, взобравшись при этом на стремянку. Решил, скорее всего, что эпидемия "Аншлага" и "Фабрики звёзд" выкосила нас тут всех полностью.
Я - неисправимый идеалист. Мне казалось, что приглашённые барды должны были возмутиться таким наплевательским отношением к санкт-петербургским коллегам, с которыми многие из гостей знакомы не один десяток лет. Ничуть не бывало. Москвичи даже согласились вести концерт на открытии фестиваля; оказалось, что петь "Возьмёмся за руки, друзья" - это хорошо, а табачок всё-таки врозь.
Да, организовать и провести фестиваль, тем более такой масштабный, очень хлопотно и сложно. Да, легко злопыхательски искать недостатки, вместо того чтобы хранить, помогать, делать всё, чтобы фестиваль жил. Всё верно. Но не менее верно и то, что поговорка "лес рубят - щепки летят" в данном контексте весьма уместна.
Очень жаль, что оргкомитет фестиваля "Петербургский аккорд" предстал в роли анекдотического лесоруба, который раньше работал в Сахаре. Грустно, господа.
|
|
|